За несколько лет спрос на услуги автомоек значительно возрос, сделав этот бизнес вполне рентабельным, и владельцы АЗС стали проявлять к автомоечному оборудованию понятный интерес. Однако часто компании, с головой окунувшись в новую деятельность, обнаруживают, что их сотрудники не имеют ни малейшего понятия о ее специфике. Тем, кто предпочел бы избежать распространенных ошибок, «Современная АЗС» предлагает материал, созданный на основе консультаций со специалистами, эксплуатирующими моечное оборудование не первый год…
Автомойки для транспорта бывают двух типов – автоматические и ручные.
Ручные мойки – это аппараты высокого давления (АВД) с подогревом воды (или без него), благодаря чему хорошо отмываются днище, арки, колеса и двигатель автомобиля. Отличаются высокой эффективностью (легко справляются с наледью и сильными загрязнениями) и простотой эксплуатации. Рассчитаны на обслуживание разных типов автотранспорта. На АЗС чаще всего используют профессиональные модели с подогревом воды. На отечественном рынке наиболее популярны мойки высокого давления марки Karcher.
Автоматические мойки подразделяются на портальные и тоннельные (конвейерные). Портальные автоматизированные системы намного сложнее тоннельных, где машина просто едет через мойку своим ходом или перемещается на конвейерной ленте, а все моющее оборудование – стационарное. Портал, размещенный на полу или и на подвеске, сам перемещается вдоль машины взад и вперед. Сегодня на портальные модели приходится 80% производимых в мире автоматических моек.
В зависимости от воздействия на автомобиль портальные и тоннельные мойки бывают:
- щеточные (обрабатывают автомобиль с помощью специальных щеток)
- бесконтактные (обрабатывают автомобиль водой под высоким давлением с применением специальной химии)
- комбинированные (автомобиль сначала обрабатывают водой, подаваемой под высоким давлением, а затем щетками).
Преимущественно грузовой транспорт и автобусы в Европе моются на портальных мойках, а в США – на тоннельных. Конвейеры для мытья крупногабаритного транспорта не используются. В США компании Hanna и Washtronics как-то установили две конвейерные мойки для мытья грузовиков – в Майами и Портланде, однако ни один из проектов не был удачен.
Щетки и высокое давление
Как мы уже говорили, автоматические мойки бывают щеточные, бесконтактные или комбинированные. Недостаток контактного, или фрикционного, мытья – царапины. При регулярном посещении моек, где до сих пор преобладает щеточный метод мытья, грузовики и автобусы должны перекрашиваться каждые три-четыре года.
Сначала щетки изготавливались из полимерных материалов (полиэтилен-полипропилен). А лет пятнадцать–двадцать назад компания Belanger впервые использовала для этих целей ткань, и сегодня в США тканевые щетки наиболее популярны. Не так давно в автомоечный бизнес пришли не впитывающие воду щетки из пенных материалов Polyfoam и Lightfoam. Эта разработка итальянской компании Favagrossa (Италия) в Европе уже превалирует, а вот в США, где до 75% моек – бесконтактного типа (за счет южных штатов), она еще не так популярна.
На автомойках с крутящимися щетками из полиэтилен-полипропилена до схождения краски автомобиль можно помыть 300-400 раз. Что щетки не царапают, это байки продавцов. Где щетки, там и царапины. Причем щетки из мягкой ткани царапают даже интенсивнее полимерных: ткань плюс грязь действуют, как наждачная бумага. Polylight царапает намного меньше, чем полиэтилен-полипропилен, однако и чистит хуже. Мягкая ткань не будет царапать окрашенную поверхность, только если высокоабразивную грязь предварительно смыть водой под высоким давлением (комбинированное мытье). При мытье водой под высоким давлением опасность абразивного воздействия на поверхность отсутствует.
В случае бесконтактной обработки потенциальную опасность для окрашенных поверхностей представляет автохимия. Так, если используется плавиковая кислота, автомобиль точно придется вскоре перекрашивать. Впрочем, химические средства используются и щеточными и бесконтактными мойками.
Автохимия на автомойке
Средства для мытья автотранспорта действуют примерно так же, как и бытовая химия. Конечно, стирать белье можно и вовсе без химсредств, но качество такой стирки вряд ли будет удовлетворительным. Аналогично и при мытье автомобиля.
Под автохимией мы понимаем щелочные и кислотные химикаты. Именно от них на 80%, если не на 90%, зависит качество мытья автомобиля. Щетки или подаваемая под давлением вода определяют результат лишь на 10–20%. Правда, при контактном мытье (щетками) результат меньше зависит от эффективности автохимии. Щетки могут компенсировать дефекты моющего средства, при бесконтактном же мытье химия должна быть практически идеальной. В любом случае, она должна наноситься на поверхность автомобиля, а не на грязь. (Это, кстати, относится и к щеткам). То есть вначале машина должна пройти обработку водой под высоким давлением, а затем уже мыться «с мылом».
Наносить и смывать химию тоже нужно правильно. Если наносить средство сверху вниз, оно будет находиться на поверхности дольше необходимого, образуя подтеки, которые невозможно будет смыть. Поэтому на профессиональных ручных мойках мытье машин всегда начинается снизу и постепенно движется вверх. На влажной поверхности автохимия никогда не оставляет следов. Таким образом, отсутствие вертикальных подтеков является признаком профессионального мытья. При ополаскивании все наоборот: вода подается сверху вниз.
Основные вещества!
Моющие средства, используемые на автомойках, чаще всего изготавливаются на базе кислот и щелочей. Есть также растворители на основе углеводородов, например бензин и керосин. Однако в «серийной» мытье растворители не используются, они предназначены для специальных операций. С помощью кислот удаляют неорганические загрязнения, а щелочью обычно снимается органическая грязь. Хотя жесткого функционального разделения в автохимии нет. А вот совместно кислоты и щелочи не используют, исключительно поэтапно.
Эффективность автохимии
Основные факторы, влияющие на эффективность автохимии, рассмотрим на примере бесконтактного мытья, как наиболее зависимого от качества моющих средств.
Концентрация. Важнейший фактор мытья – соотношение воды и моющего средства. Правильная концентрация – это половина успеха. Если моющее средство наносится неправильно (с нарушением технологии или дозировки) или вовсе имеет сомнительное качество, остальные факторы не будут иметь ни малейшего значения. К сожалению, многие прижимистые владельцы отечественных автомоек этого не понимают.
Вода
Второй по важности фактор – вода, вернее ее качество. Под качеством воды в автомойке подразумевается жесткость, определяемая содержанием минералов: кальция и магния. Представим жесткость воды так: 0 будет означать отсутствие кальция, 10 – среднюю жесткость и 50 – очень большую жесткость. Если при мягкой воде оптимальное соотношение 1:60, то при средней жесткости следует работать уже с соотношением 1:20, т. е. использовать в три раза больше моющих средств для достижения того же результата мытья. При жесткости 50 тот же результат будет достижим уже при соотношении 1:1. Разумеется, каждое средство имеет свою дозировку. Указанные значения являются не рекомендуемыми, а типичными и приводятся как обобщенный пример. Таким образом, кальций усложняет процесс мытья и увеличивает его себестоимость. Кальций, нейтрализующий наиболее важные чистящие ингредиенты, – лучший фактор повышения продаж автохимии, говорят продавцы. Если жесткость воды выше 3-4 ед., на автомойке приходится использовать смягчители (чаще всего обыкновенную соль – NaCl), которые в результате ионного обмена забирают кальций и отдают натрий. Однако смягчитель не может улучшить качество ополаскивания. В результате смягчения в воде вместо 1 кальция появляется 2 натрия и подтеки на поверхности автомобиля становятся еще более выраженными. Так что, если вам рекомендуют использовать смягчитель для ополаскивания, чтобы исчезли подтеки, помните: будет достигнут совершенно противоположный результат!
Время
Третий фактор – время нахождения моющего средства на очищаемой поверхности. Оптимальная длительность контакта химсредства с поверхностью – не дольше 3 секунд. То есть до тех пор, пока оно не будет смыто. Высыхание автохимии не допускается, иначе автомобиль придется перекрашивать. Хотя некоторые средства, если и высохнут, то не вредят внешнему виду авто, все же лучше перестраховаться. Обычно время действия автохимии до смыва составляет 20–40 секунд. Если вместо 20 сек. приходится ждать 3 мин., снижается производительность моечного комплекса, а следовательно, и прибыль. С другой стороны, если средство наносится на одну наносекунду, можно считать, что оно вовсе не использовалось.
Температура
Влияет на результат мытья и температура, при которой смесь химии с водой наносится на поверхность транспортного средства. Безусловно, время и температура взаимосвязаны. Чем ниже температура, тем ниже реактивность. Если температура находится буквально над точкой замерзания, смесь можно оставить на поверхности авто и на полчаса – результат будет практически тот же, что и при температуре в 40 oС и времени в 20 секунд. Конечно же, существуют ограничения, установленные с учетом температур осаждения силикатов, компонентов в автохимии. Большинство средств нельзя нагревать выше 60 oC (140 oF): ряд специалистов полагает, что горячая вода может повредить поверхности автомобиля. Следовательно, температура воды должна быть в диапазоне 40–50 oC, не выше.
Итак, какой бы метод мытья транспорта (щеточный, бесконтактный или комбинированный) ни применялся, конечный результат будет зависеть, прежде всего, от качества автохимии и правильности обращения с ней. Если в случае со щеточными и комбинированными автомойками незначительные недостатки химической обработки автомобиля могут быть компенсированы щетками, то при бесконтактной обработке моющие средства и способ их применения должны максимально приближенными к идеалу. Правильно подобранная автохимия – залог долгой и успешной работы любого моечного комплекса, независимо от типа обслуживаемого транспортного средства и способа его помывки. Так же вас может заинтересовать: мойки самообслуживания, герконовый датчик pmp-022, устройство заземления цистерн.