Результат мытья автомобиля до 90% зависит от моющих средств. Однако без правильного воздействия на лакокрасочное покрытие толк от химии будет невелик. «Современная АЗС» продолжает знакомить своих читателей с премудростями автомоечного бизнеса…
В предыдущем номере на примере бесконтактного мытья, как наиболее капризного способа, мы рассмотрели основные факторы, определяющие эффективность автохимии. Для того чтобы вымыть автомобиль, не потратив на это целую вечность и уйму недешевых реагентов, нужны:
- правильная концентрация моющего средства;
- правильная жесткость воды;
- правильное время контакта моющего средства с очищаемой поверхностью;
- правильная температура смеси моющего средства с водой, наносимой на поверхность автомобиля.
Соблюдение вышеперечисленных условий на 80-90% обеспечивает успешное мытье автомобиля. На какой же фактор приходятся 10-20% недостающих для безупречного результата? А приходятся они на правильное воздействие на обрабатываемую поверхность – щетками или струями воды, подаваемой под высоким давлением. О пятом факторе мы и поговорим…
Крест
Чтобы проверить качество сервиса, некоторые автомобилисты перед заездом на мойку рисуют на автомобиле (где-нибудь сбоку) крест. Однако, собирая грязь (песок) и прижимая ее к поверхности машины, автовладелец лишь повреждает лакокрасочное покрытие. Качество же мытья грязевая метка оценить не поможет. С помощью креста можно определить разве что наличие/отсутствие пленки или окислившейся грязи, и то лишь в том случае, если автомобиль выйдет с мойки влажным (с сухой поверхности пленка не снимается).
Пленки
Если, проведя по влажной машине пальцем, автовладелец обнаруживает грязь, это означает одно из двух: либо не была снята дорожная пленка, либо окислилась поверхность машины или не смытая с нее грязь. Дорожная пленка – это слой из масел, бензинов, водных паров с примесями, следов от кислотных дождей и прочих веществ, с которыми контактирует поверхность автомобиля в процессе его эксплуатации. Окись является результатом воздействия сильной автохимии на грязь или на ослабевшее лакокрасочное покрытие.
Автомойка, как правило, не снимает окислившуюся пленку или, во всяком случае, не сразу снимает. В мире, наверное, еще нет специалистов, которые бы могли четко сказать, что именно было снято в процессе мытья: дорожная пленка или окислившаяся краска. Снятие именно этих слоев и представляет собой основную сложность на любой мойке. Чем толще пленка (т. е. чем реже моется машина), тем труднее ее растворить. Поэтому очень важно не просто выбрать хорошее моющее средство, но и правильно воздействовать им на поверхность.
Щетки
Если автомобиль моется раз в год, на бесконтактной мойке после первой обработки снять пленку просто нереально, какая бы и в каких бы пропорциях автохимия ни применялась. Щетками пленка снимается намного быстрее. На мойке высокого давления, чтобы удалить грязь, нужны кислота в концентрации 1:50 и щелочь в концентрации 1:30. На щеточной мойке для аналогичного результата необходима только щелочь и в соотношении 1:100. Однако риск повредить лакокрасочное покрытие автомобиля здесь выше.
Струя
В Соединенных Штатах Америки, где бесконтактная технология мытья автомобилей более популярна, чем щеточная, и, соответственно, где дорожная или окислившаяся пленка смываются лишь сильной химией, исследовалась возможность повышения эффективности борьбы с ними с помощью струй высокого давления. Johnsons Wax Laboratory (штат Калифорния) в своих изысканиях использовала алюминиевые листы, аналогичные тем, которыми обшиваются трейлеры. Эти листы закрепляли в держателях и обрабатывали с очень близкого расстояния. Если распыляющую форсунку со струей под давлением 20 000 psi (1 361 атм.) располагали прямо напротив поверхности листа, вода мгновенно пробивала алюминий насквозь. При размещении форсунки на несколько большем расстоянии листы слегка гнулись, а под микроскопом на них обнаруживались мелкие щербинки, в тех же местах, куда приходился центр водяной струи, дорожная пленка так и оставалась. Давление в 20 000 psi, резавшее алюминий, как масло, с пленкой справиться не могло. Именно поэтому на бесконтактных мойках высокого давления применяют не прямую струю, а распыляющие форсунки, расположенные на определенном удалении от поверхности автомобиля.
Распыляющие форсунки
Каждая форсунка имеет свой номер из четырех цифр: первые две цифры означают градус, под которым форсунка распыляет жидкость под определенным давлением; вторые две – скорость подачи смеси воды и автохимии. К примеру, номер 1030 расшифровывается так: смесь распыляется под углом 10 градусов со скоростью 3 галл. (11,4 л) в минуту. Воздействие смеси характеризуется следующими параметрами:
- GPM (скорость подачи, галлонов в минуту);
- PSI (давление, фунт на квадратный дюйм);
- матрица распределения воздействия;
- относительная скорость.
Рассмотрим форсунки с номерами 2520 и 0530. У первой форсунки угол распыления в пять раз шире, соответственно, и воздействие на поверхность автомобиля, казалось бы, должно быть в пять раз слабее. Но это не так. Частицы жидкости, подаваемые с форсунки 2520, движутся по более широкой площади, и трение о воздух снижает их скорость еще, по крайней мере, в пять раз. Следовательно, воздействие под углом 25 градусов будет, как минимум, в 20 раз слабее, чем под углом в 5 градусов. С учетом же разницы GP воздействия на поверхность с расстояния в 0,5 м будут отличаться в сотни раз!
Возьмем другой экстремальный вариант – форсунку с нулевым углом распыления, например 0030. «00» означает, что струя совсем не расширяется и вся ее сила приходится на площадь в 1 квадратный дюйм. По сравнению с форсункой 2520, воздействие будет сильнее в тысячи раз! Это очень важно знать, ведь многие поставщики, говоря о бесконтактной мойке, часто забывают о матрице распределения воздействия, т.е. о том, на какую площадь подается жидкость и под каким давлением.
Относительная скорость
Выбирая бесконтактное моечное оборудование, нужно учитывать и такой параметр, как относительная скорость мытья, т. е. скорость, с которой осуществляется мытье высоким давлением относительно движущейся поверхности.
Обычно на ручных мойках вода из пистолета подается под давлением около 1 500 psi с расстояния 15-30 см. Если отодвинуть пистолет на 0,5 м, воздействие на обрабатываемую поверхность уменьшится до 100 psi. Это происходит вследствие того, что воздух снижает первоначальное значение, как минимум, в 10 раз.
Давление от 3 000 до 4 000 psi считается «моющим». Ультравысокое давление (от 5 000 до 50 000 psi) уже режет металл. Если направить струю 5 000 psi на сухую стену и поставить форсунку напротив, вода под давлением пробьет ее. В то же время под струю с таким давлением можно поставить руку. Как? Всего лишь используя условия относительной скорости. Если произвести рукой по струе рубящий удар, ее воздействие будет распределено во времени. Перемещение руки с определенной (высокой) скоростью приведет к тому, что на воздействие, которое бы пробило стену, просто не хватит времени.
Аналогичная ситуация складывается и на автомойке. Если машина, перемещавшаяся через мойку высоким давлением со скоростью 1,5 км/ч, станет двигаться со скоростью 3 км/ч, то, для того чтобы качество мытья не ухудшилось, придется, как минимум, удвоить время воздействия химии и, как минимум, удвоить объем (не давление!) используемой воды.
Фронтальное и боковое мытье
Воздействие, оказываемое на поверхность машины, трудно измерить, поскольку есть скорость ее движения и угловые скорости струй. В связи с этим фронтальное мытье машины намного сложнее бокового.
Обычно угол положения распыляющей форсунки относительно боковой поверхности составляет 30 градусов. Если машина движется со скоростью 1,5 км/ч, струя проходит вдоль ее бока с той же скоростью. А вот с передней и задней частью автомобиля все происходит иначе. Угловая скорость вдвое больше т.н. продольной. Следовательно, фронтальное (как и тыльное) мытье будет осуществляться вдвое быстрее, но при этом менее качественно, тем более что мытье спереди начинается с расстояния около 2 м, а боковое – с 60-90 см. Поэтому производители разрабатывают системы мытья спереди, сзади и за кабиной, а не системы для бокового мытья. Если есть проблемы с обработкой автомобиля с боков, то о фронтальном мытье и говорить нечего.
В случае обработки фронта и тыла автомобиля все факторы действуют против качественного мытья. Во-первых, эти части загрязняются больше боковых: спереди налипают насекомые, сзади – захваченная воздушными турбулентными потоками грязь. К тому же дистанция мытья (расстояние от форсунок до поверхности автомобиля) намного больше, что удваивает или даже утраивает требования к моечному оборудованию . При увеличении дистанции с 1 до 2,5 м воздействие ослабевает в пять-шесть раз. (Мы не приводим точных значений, а просто поясняем, что оказываемое воздействие будет не на 30%, а в несколько раз слабее из-за возросшего расстояния.) Угол подачи струи на поверхность тоже играет свою роль. Поэтому то и говорится, что главное – «научиться» мыть машину спереди и сзади, а остальное – легче легкого.
Рассмотрим типичную портальную мойку:
- портал движется вперед и назад;
- мытье идет с высоты 2,3 м;
- жидкость попадает на капот под углом 10-15 градусов;
- расстояние до капота составляет, например, около 1,5 м.
При таких условиях хорошо помыть можно разве что не очень грязную машину и с максимальным применением автохимии. Иногда можно снять даже дорожную пленку с капота. Но в большинстве случаев пленка остается. По бокам все будет чисто, поскольку расстояние до них было меньше, а вот спереди и сзади автомобиль вымыть не удастся.
Вывести формулу для определения точных параметров бесконтактного воздействия на поверхность автомобиля (скорость подачи, давление, распределение воздействия, относительные скорости, дистанция) вряд ли получится. Можно лишь констатировать очевидное: что бы мы ни чистили, лучшим индикатором оптимальных параметров будет рука. Если, поместив руку в место воздействия, вы немедленно, рефлекторно, отдерните ее настолько быстро, насколько сможете (и при этом все равно будет очень больно), значит, мойка моет, а следовательно, приносит прибыль. Если же вы подставите под струю ладонь, и вам не захочется ее отдернуть, подставите запястье (а оно намного чувствительнее ладони) – и опять ничего не будет… Значит, мойка не моет. В этом случае даже правильно подобранная и примененная автокосметика машину не отмоет. Как мы уже говорили, химия – это лишь 90% качественной мойки автомобиля, которые могут сойти к нулю, если не будут учтены оставшиеся 10%, которые обеспечивает правильное воздействие.